Почему сняли

Время Медведева еще покажется благословенным

Почему сняли

В других странах смена правительства сопровождается конкуренцией идей. Но только не в России. © Фото с сайта www.government.ru

Сергей Лесков

Журналист, писатель

Казалось бы, смена правительства — естественный процесс. Но для России это экстраординарное событие. Потому что правительство у нас настолько крепко присасывается к телу государства, что его клещами не оторвешь. Приходится прибегать к сложной хирургической операции.

Смена правительства сопровождается конкуренцией идей. Это в других странах. Но только не в России. Министрами в России становятся исходя из другой конкуренции. Кремлевские кланы состязаются во влиянии и продвигают кандидатов часто вопреки их профессиональной компетенции.

Таких чиновников в ушедшем правительстве было немало, но начальству они глаз не мозолили. Страна нуждается в модернизации и развитии, но никаких идей у премьера нет, и никто его об этом за ненадобностью не спрашивает. И команды у нового премьера нет и быть не может.

Министров назначат без премьера, но по той же схеме, что его самого.

Почему сняли прежнего премьера тоже непонятно. Объяснения Медведева, что, реформируя Конституцию, президент должен получить свободу действий, противоречат логике. Можно подумать, что кабинет Медведева связывал президенту руки.

Наоборот, этот кабинет был таким аморфным и медлительным, что за каждым серьезным вопросом серьезные люди пробивались прямо к президенту. Медведев гордится тем, что сидел в премьерах рекордный для России срок. Гордиться нечем.

Напротив, могла бы заесть совесть за то, что на его премьерство пришлась самое долгая в истории России экономическая деградация, которая сопровождалась падением доходов населения. Но, как он указывал, мы держались…

Анатомия слухов: непонятно, что Путин сделал с Медведевым

Отставку кабинета Медведева общество встретило с оптимизмом. Просто по той причине, что от Медведева люди устали. Кандидатура его преемника хороша уже тем, что это новый человек. И по свойству человеческой природы мы связываем с ним свои ожидания о переменах к лучшему. Боюсь, эти ожидания не только не оправдаются, а напротив, время Медведева еще покажется благословенным.

Известно, что Мишустин хорошо зарекомендовал себя на фискальной стезе, повышая собираемость налогов каждый год в среднем на 20 процентов. Но премьер — это не собиратель, а сеятель. Разница большая, как в футболе между голкипером и форвардом. Не слышал, чтобы кто-то совмещал эти амплуа.

Мы критиковали правительство за то, что оно выдумывает все новые способы, чтобы обчистить карманы граждан. Бесконечный фейерверк новых налогов, тарифов, сборов — и немощная программа роста, которая привела к многолетнему топтанию экономики на месте.

Какие основания считать, что кабинет Мишустина, который показал себя кудесником по части сбора налогов, изменит приоритеты? Его конек — фискальные меры, а стимулирование — это терра инкогнита.

Не случайно первая большая идея, которая прозвучала из уст премьера, касается подготовки реестра всех российских семей, чтобы на три метра вглубь увидеть доходы каждого гражданина.

Михаилу Мишустину будет сложнее изменить свое мировоззрение, чем мытарю Матфею отречься от своего учителя. Новый премьер является категорическим противником отмены налогов для бедных, что давно сделано во всех развитых странах (планка отсечения — примерно 50 тысяч наших рублей в месяц) и даже в Китае (30 тысяч рублей в месяц).

Он борется с набирающей в обществе все большую популярность идее введения прогрессивной шкалы налогообложения для богатых, которая тоже принята во всех развитых странах. Объяснения о том, что богатые при такой шкале постараются обмануть налоговиков — от лукавого.

Если налоговая служба, благодаря талантам Мишустина, вышла на высокий уровень, то ей и карты в руки, чтобы вывести обманщиков на чистую воду. Почему-то, что для немца — хорошо, для русского — карачун?

Бухгалтер, милый мой бухгалтер

Или все дело в том, что власть и общество понимают жизнь по-разному? Власть подкармливает бедных, выдумывает меры поддержки, которые ей самой кажутся щедрыми и чуть не плачет от умиления, что было заметно по реакции благородной аудитории, внимавшей посланию президента Федеральному собранию. Этот подход подтверждает полуфеодальный патерналистский характер русской власти. Она скорее откроет амбары и наполнит кормушку, чем даст человеку удочку, чтобы он сам себя прокормил. Может быть, власть боится, что человек с удочкой может вырасти в человека с ружьем.

Конечно, кто-то может выказать удивление, почему власть въедливо изучает доходы бедных, если по уровню жизни России находится на 59-м (между Индонезией и Пакистаном), а по числу миллиардеров — на пятом месте в мире? 10% наших толстосумов владеют 83% совокупного благосостояния России.

Выше, чем в Великобритании — 50%, в Китае — 60% и даже, чем в США — 76%. Не проще ли богатых пересчитать? Тем более что совсем недавно власти любили говорить, что справедливость — это национальная идея России.

Но, похоже, богатые остаются для российской власти привилегированным классом, как пролетариат для большевиков.

Единственное рациональное объяснение, почему новым премьером стал Мишустин, состоит в том, что правительство все более воодушевляется бухгалтерией и, за неимением реальных достижений, на костяшках интерпретирует статистику ловкой арифметикой.

Вот недавно комбинаторы из Росстата добились рекордного роста ВВП, а доходы населения чудесным образом пошли в гору, хотя само население этого не заметило. Выполнить майские указы может только человек в нарукавниках! Бухгалтер и налоговик — это сиамские близнецы. Статистика для нас стала самой важной из наук, и ей, вот удача, утечка умов не грозит.

«Бухгалтер, милый мой бухгалтер», — гимн правительства. Может быть, Григорий Лепс этот шлягер теперь напоет.

Сергей Лесков

Источник: https://www.rosbalt.ru/blogs/2020/01/21/1823657.html

МОСКВА, 15 янв — РИА Новости. На протяжении всего года президент, обращаясь в том числе и к правительству, говорил: “Времени на раскачку нет!” И сегодня его действительно не осталось — кабинет министров под руководством Дмитрия Медведева ушел в отставку. Свое решение премьер озвучил на фоне предложений Владимира Путина об изменении Конституции.

Правильно — уйти в отставку

“Мы как правительство должны предоставить президенту возможность принимать все необходимые решения, и в этих условиях, я считаю, что было бы правильным, чтобы в соответствии со статьей 117 Конституции правительство в нынешнем составе подало в отставку”, — сказал Дмитрий Медведев на встрече с Владимиром Путиным сразу после послания президента Федеральному собранию. Это было и неожиданным, и вполне ожидаемым событием.

Предлагаемое Путиным внесет “существенные изменения не только в целый ряд статей Конституции, но и в целом в баланс власти” — исполнительной, законодательной и судебной, подчеркнул Медведев. Коллег он поблагодарил за совместную работу.

“Я, со своей стороны, тоже хочу поблагодарить вас за все, что было сделано на этом этапе нашей совместной работы, хочу выразить удовлетворение теми результатами, которые были достигнуты. Не все получилось, но все никогда не получается в полном объеме”, — ответил на это Путин.

Члены кабмина продолжат исполнять обязанности до назначения нового правительства. Министра иностранных дел Сергея Лаврова новость об отставке застала в Ташкенте, куда он прибыл из Нью-Дели.

В ближайшие дни в его графике много международных мероприятий, в том числе с участием Путина. А вице-премьер Виталий Мутко комментировал происходящее на Гайдаровском форуме.

“Мы посчитали, что это большой вызов, запрос на изменения, надо выходить с новыми подходами”, — объяснил он журналистам.

Через несколько часов после разговора с Медведевым Путин провел рабочую встречу с главой Федеральной налоговой службы Михаилом Мишустиным и предложил ему занять пост председателя правительства. Госдума рассмотрит его кандидатуру 16 января.

Медведеву Путин предложил должность заместителя председателя Совета безопасности — это конституционный совещательный орган при президенте.

Новое старое правительство

Нынешнее правительство Медведева проработало лишь двадцать месяцев. Правда, многие из министров были в кабмине и раньше. После инаугурации президента его состав обновился лишь отчасти: тринадцать человек ушли, однако все ключевые фигуры остались.

Структура кабмина изменилась тоже несущественно. Появилась новая должность: первый заместитель председателя правительства — министр финансов. Число министерств увеличили до 22. Две правительственные структуры упразднили.

Главный бухгалтер страны и “карьерный финансист” Антон Силуанов стал единственным первым замом Медведева. Именно под него и создавали эту должность. В целом же состав вице-премьеров не столько обновился, сколько перетасовался. Так, из кресла в кресло пересел Виталий Мутко. Некоторые вернулись в правительство по принципу “Новое — хорошо забытое старое”.

Это объясняли тем, что глава государства работой предыдущего кабмина доволен. В декабре 2017 года Путин заявил, что правительство “сделало не только все возможное, но и более того”, решив “все стоявшие перед экономикой страны вопросы”.

Год упущенных возможностей

Однако к концу 2019-го ситуация изменилась. Перед правительством стояли непростые задачи по исполнению нацпроектов. Они должны были создать реальные предпосылки для перемен к лучшему в жизни россиян, но в декабре Путин признался: “Не уверен, что у большинства людей сейчас есть такое ощущение”.

Президент не раз указывал на системные проблемы в реализации нацпроектов. Требовалась перенастройка системы госуправления, но не все оказались к этому готовы.

“Некоторые сотрудники федеральных органов на местах не привыкли так работать”, — заявил Путин, отметив, что в связи с этим “звучат предложения скорректировать целевые показатели проектов”.

Но отказываться от озвученных планов он не собирался.

Другая системная проблема, упоминавшаяся президентом, — механизм финансирования нацпроектов отличается негибкостью, а иногда и косностью. На реализацию нацпроектов в 2019 году из федерального бюджета направлено 1,7 триллиона рублей, но осваиваются они “неритмично, смещаются на конец года”, говорил Путин, причем с внедрением “электронного бюджета” ситуация не улучшилась.

Нацпроекты обладают огромным ресурсом для развития российской промышленности, создания новых высокотехнологичных производств, на закупку машин и оборудования направляются триллионы рублей, подчеркивал президент.

“Поручения на этот счет давались еще в 2018 году, однако только сейчас появилось понимание, как организовать этот процесс”, — признался он.

А из-за того что долго, “никуда не торопясь, собирались с мыслями, фактически почти год упущен”.

Кроме того, население вообще плохо понимает, что это за нацпроекты такие. Людям все равно, “какие мы приняли законы, нормативы, создали опять какие-то организации”. “Им важен результат”, — напоминал раз за разом глава государства.

Еще одна проблема — темпы роста экономики России неудовлетворительны. По данным Росстата, ВВП по итогам первых шести месяцев 2019-го вырос на 0,7 процента в годовом выражении, а в итоге достиг одного процента с десятыми. Цели перед правительством ставились другие — речь шла минимум о трех процентах. Такие результаты прорывов не обеспечат.

Однако Путин не просто так благодарил уходящих в отставку министров. Работая в условиях жесточайших антироссийских санкций, они добились макроэкономической стабильности. Причем правительству удалось перевооружить армию. И стоит отметить, Дмитрий Медведев пользуется личным доверием Путина уже много лет. В том числе и в качестве премьера.

“Это была неожиданность для всех, за исключением, может быть, трех человек — самого Медведева, главы администрации президента Антона Вайно и секретаря Совбеза Николая Патрушева, — считает директор международных проектов Института национальной стратегии Юрий Солозобов.

— Отставка, как нетрудно догадаться, связана с контурами грядущей конституционной реформы. Конституция — сложный механизм, происходит его пересборка, что влечет и кадровые перемещения. Пользующегося доверием президента Медведева назначают на новый создаваемый пост”.

Совет безопасности — важнейший орган, отвечающий за силовое, политическое, международное влияние российского государства, добавляет собеседник агентства. Если мерить советской меркой, на роль Политбюро, которое все так любят поминать, годится именно Совбез. И должность заместителя председателя может стать вовсе не номинальной.

Источник: https://ria.ru/20200115/1563468951.html

Почему Медведева отправили в отставку и кому это было нужно

Почему сняли

Все мы знаем, что Дмитрий Медведев к своей должности «премьер-министр» уже добавил приставку «экс». Что предшествовало этому кадровому решению? Многие эксперты считают, что топ-чиновник был не согласен с рядом предложений президента во время ежегодного послания Федеральному собранию.

Источники, близкие у уходящему в отставку правительству, сообщает о недовольстве Медведева по поводу предложенных конституционных реформ. О внесении правок в главный закон страны Путин заговорил 15 января. В результате разногласий между премьер-министром и президентом, первый решил уйти с должности.

Владимир Путин, не долго думая, удовлетворил просьбу подчиненного. Данную информацию подтверждают источники из администрации президента.

После принятия решения об уходе с поста Дмитрий Медведев объяснил ситуацию необходимостью обновлять политическую элиту в стране и влиянием времени. Премьер-министр заявил, что недавно встречался в президентом, уже после послания Федеральному совету. Во время выступления Владимира Путина были поставлены очень амбициозные задачи.

Будет осуществлена перезагрузка политической системы, изменится баланс власти в стране. Подобные изменения ощутят на себя не только депутаты и правительство, но и судебная системы. Чтобы принимать решения, с которыми столкнется президент в последнее время, его руки должны быть развязаны. Это позволит идти на крайние шаги, не оборачиваясь назад.

Правительство должно быть полностью лояльным и энергичным, чтобы выполнить поставленные задачи.

Еще одной причиной ухода Медведев назвал усталость. Ведь на своей должности он пробыл в течение последних восьми лет. Речь идет о долгой и очень сложной работе. Каждый день ему приходилось принимать решения по ряду сложных вопросов.

Нередко нужно было идти на крайние шаги и переживать. Следует принимать во внимание уровень сложности. Дмитрию Анатольевичу пришлось уже во второй раз возглавлять правительство. В целом срок этих двух пребывания на премьерском кресле составляет около восьми лет.

Это огромный срок, особенно если учесть нагрузки.

Дмитрий Медведев серьезно подошел к изучению поведения властей Российской империи, СССР и России. По его словам, ранее никогда не было практики такой длительной работы на одном рабочем месте.

Как в советский, так и в царский период смена чиновников на посту осуществлялась быстрей. Но на тот момент  и практики самостоятельного отказа от власти не существовало. В истории России было лишь несколько фигур, согласившихся пойти на подобный шаг.

И часто это было связано с состоянием здоровья или политической ситуацией.

По словам Дмитрия Медведева, к подобным явлениям в политике нужно относиться с холодной головой, ведь ничего необычного не происходит. Во всем мире правительства по разным причинам уходят в отставку и это не приводит к беспокойству в обществе.

Возможно, в последние годы в России практика смены власти перестала быть обычным явлением для граждан. По словам Дмитрия Анатольевича, еще в процессе формирования правительства и назначения на высокие должности обсуждаются не только принципы работы, но и условия отставки.

Это абсолютно нормально, ведь от каждого чиновника ожидают конкретный результат, а не просто пребывание в кресле.

Медведев впервые пришел на новую работу

Дмитрий Медведев, который еще недавно был премьер-министром Российской Федерации, постепенно привыкает к новым реалиям. Недавно он впервые пришел на новую работу в Совет Безопасности, где он будет трудиться на посту заместителя председателя.

Данную информацию сообщил пресс-секретарь Дмитрий Песков во время общения с прессой. По его словам, на первом заседании присутствовал Владимир Путин, который проводил совещание с постоянными членами Совбеза.

Представитель президента сообщает, что на заседании обсуждались наиболее актуальные проблемы в социально-экономическом развитии государства.

Президент Российской Федерации Владимир Путин проинформировал членов Совбеза о запланированной поездке в Ливию, а также ряде двухсторонних встреч, которые состоятся во время ближайшей берлинской конференции.

Правительство Медведева не успело потратить более 1 трлн рублей

В Министерстве финансов проинформировали о предварительных итогах расходной и доходной части бюджета за 2019 год. Так, правительство Дмитрия Медведева, ушедшее в начале 2020 года, за прошлый год на разные нужды потратило 18,2 триллионов рублей (94,2% от запланированных расходов казны). По этой причине на счетах остались 1,12 триллионов рублей.

На средства массовой информации были выделены 99,9% запланированных средств, а на социальную политику — 99,7% от заложенной суммы. По этим двум направлениям бюджет практически выполнен. Наибольшей оказалась экономия на жилищно-коммунальном хозяйстве (84,2% от плана), культуре и кинематографе (98,8% от плана).

Расходы на общегосударственные вопросы составили 85,6% от запланированной суммы.

По итогам 2019 года бюджет страны наполнился 20 триллионами рублей.  Практически каждый из администраторов прибыли федеральной казны перевыполнил установленный план по перечислениям.

Специалисты Федеральной налоговой службы потрудились на славу — их силами были собраны 12,6 триллионов рублей или 100,5% от запланированной суммы. Федеральная таможенная служба внесла в бюджет 5,7 триллионов рублей, что составляет 101,6% от прогнозированных показателей.

Прочие федеральные органы «заработали» 1,8 триллиона рублей. Эта сумма на 3,5% превышает запланированную.

Источник: https://pronedra.ru/pochemu-medvedeva-otpravili-v-otstavku-i-komu-eto-bylo-nuzhno-443864.html

Причиной отставки правительства Медведева стало неумение тратить – МК

Почему сняли

Запоздалый конец премьера

Неожиданным – потому, что добровольно уступивший когда-то власть Путину Дмитрий Анатольевич казался непотопляемым и неприкосновенным. Но, сколько веревочке ни виться, у нее все равно есть конец. 15 января 2020 года ко всеобщему облегчению этот конец наступил.

Начало нового рабочего года, начало нового десятилетия, начало новой переходной эпохи в российской политике — разве можно представить себе более удачный момент для смахивания с ключевых позиций на шахматной доске отыгранных и отслуживших свое фигур? Путин в очередной раз продемонстрировал свое фирменное животное политическое чутье и чувство момента.

Дмитрий Медведев с самого начала был не очень подходящим человеком для должности премьер-министра.

Глава правительства — второй пост в государстве, его обладателю совершенно заслуженно полагаются многие сановные цацки и привилегии: машины, вертолеты, охрана, госдачи и прочее, и прочее. Но при всем при этом работа премьера – не для белоручек.

На этой должности надо вкалывать, вникать в тысячи разных деталей и нюансов, понукать и заставлять, видеть новые горизонты. Дмитрию Анатольевичу всё это никогда не было близко.

Почему же тогда он просидел на своей должности без малого целых 8 лет? Я вижу две причины. Во-первых, обжёгшись на Михаиле Касьянове, Путин никогда особо не любил активных и самостоятельных премьеров (если речь, конечно, не шла о нем самом). Во-вторых, обстановка в стране в течение многих лет была такой, что Россия могла себе позволить сибарита в премьерском кресле.

Да, начиная с 2014 года, а то и с более раннего периода, на нашу экономику очень жестко давил Запад. Но для выстраивания обороны в те ранние годы противостояния США и Европы премьер-реформатор не был обязателен.

Вся система обороны была фактически выстроена министрами финансов Кудриным и Силуановым, чья политика последовательного накапливания резервов позволила нашей стране относительно безболезненно выдержать натиск западных санкций.

Но в какой-то момент всё изменилось, и вопрос отсутствия в России полноценного правительства встал во весь рост. Традиционная проблема страны — отсутствие денег на поднятие жизненного уровня народа, жизненно важные инфраструктурные проекты, здравоохранение и образование.

В свое время у меня была возможность с близкого расстояния наблюдать за работой правительств Черномырдина, Кириенко и Примакова. Помню, как они мучительно выкручивались на фоне пустой государственной казны.

Даже спустя больше чем два десятилетия я во всех подробностях помню, например, рассказ действовавшего на тот момент руководителя аппарата правительства о его поездке на рынок.

Прибыв на место, он поинтересовался у своего водителя: не хочет ли тот тоже закупиться, и услышал в ответ: «Хочу, но не могу, нам уже который месяц не платят зарплату».

Сейчас у России и близко нет подобной проблемы. Деньги в государственной казне есть — и в количестве, которое является почти рекордным за весь период существования нашего современного государства.

Но, как показал горький опыт правительства Медведева, накопить большие финансовые резервы – это еще не всё, надо еще уметь этими резервами распорядиться.

И вот как раз с этой загвоздкой работавшее в условиях фактического отсутствия премьер-министра правительство Медведева не справилось.

Ушедший в отставку кабинет министров не смог запустить в России здоровые темпы экономического роста. Теперь уже бывшее правительство показало свой очень низкий КПД в плане эффективного расходования государственных средств в социальной и других сферах. Чем ближе к нам был 2024 год, тем более нетерпимой становилась такая ситуация. И вот закономерный финал.

Путин в очередной раз сыграл на опережение. ВВП не стал дожидаться такого очевидного рубежного момента для смены правительства, как грядущие выборы в Государственную думу, а одним ударом вернул себе политическую инициативу.

Медведев ушел — на почетную, но выглядящую пока достаточно декоративно новую должность заместителя главы Совета безопасности. Но вот в плане работы правительства всё самое интересное только начинается. Уволить опостылевшего и поднадоевшего всем премьера в политическом плане легко и приятно.

Но сформировать новую энергичную и эффективную правительственную команду — задача принципиально иного уровня сложности. С нетерпением жду, как Путин с ней справится. У страны нет времени праздновать уход Медведева.

Жителям России нужна не премьерская голова на блюде, а реальные улучшения в их жизни.

Источник: https://www.mk.ru/politics/2020/01/15/prichinoy-otstavki-pravitelstva-medvedeva-stalo-neumenie-tratit.html

Эксперты рассказали, почему Медведев распустил свое правительство и чего ждать дальше

Почему сняли

И двух часов не прошло после представления президентом своего послания Федеральному собранию и предложений по изменению Конституции России, как премьер-министр Дмитрий Медведев заявил об отставке всего правительства. Сделал он это в соответствии со статьей 117 Конституции.

На встрече с президентом, которая состоялась сразу после послания Владимира Путина, Медведев сказал, что предложенные изменения в главный документ «внесут существенные изменения в баланс власти».

Еще по теме

Медведеву предложили несуществующую должность

Владимир Путин отставку правительства принял, но попросил исполнять полномочия до формирования нового состава кабмина. Как ожидается, Дмитрий Медведев получит должность зампредседателя Совета безопасности. Его кресло в правительстве прочат нынешнему главе Счетной палаты России Алексею Кудрину, с которым президент встретился буквально накануне – 14 января, и мэру Москвы Сергею Собянину.

Почему отставка правительства произошла именно сегодня? Можно ли это решение считать сигналом для регионов и других ветвей власти? Смыслы этого события «ФедералПресс» объяснили эксперты.

Комментирует политолог Илья Гращенков:

«Отставка Медведева – шаг к обновлению власти. Эта мера давно назрела, и Путин прибегал её до последнего. Вот, видимо, и пришло время вытащить из рукава последний козырь.

Однако кто может сменить Медведева? Либо правительство станет более социально направленным, то сильно полевеет, что, в принципе, было в речи Путина по поводу «накормим всех горячими завтраками». Либо это будет либеральное правительство, которое будет действовать в эпоху затянутых поясов.

Поэтому не удивлюсь, если имя будущего премьер-министра будет – Алексей Кудрин. Что касается самого Дмитрия Медведева, то отставка – это возможное отступление перед 2024 годом. Всё-таки сам Медведев продолжает оставаться преемником №1».

Еще по теме

«Пришло историческое время для изменения Конституции РФ»

Комментирует политтехнолог Алена Август:

«Сегодня день больших изменений – в финансировании многих программ, в подходах. Это такая точка обнуления, тем более президент четко заявил, что нужно поменять порядок формирования правительства и предложил наделить Госдуму этим правом, я думаю, что это вещи взаимосвязанные. Возможно, мы сейчас увидим совершенно другое правительство.

Фраза «я согласен с президентом» в нашей стране, к сожалению, не всегда звучит искренне, хотя здесь я соглашусь. У нас получается, что депутаты правительство заслушивают, министров принимают, но правительство формируется без участия Госдумы. Странная ситуация.

У нас некоторые министры могли мямлить и жевать слова. Мы должны понимать, что перед нами стоят большие задачи, и случившееся сегодня должно сработать на оптимизацию, на улучшение жизни.

Такие серьезные задачи нужно решать сразу командой, если правительство будет назначаться Госдумой, то будет больше оснований считать, что это командная работа.

Сегодня многие в шоке, я пока не могу предположить, кто станет следующим премьером. Сейчас правительство будет формироваться по старым нормам, действующим ныне, поэтому будут другие критерии при подборе кандидатур на министерские должности. Это будет человек, который скорее всего должен быть одобрен Госдумой».

Комментирует политолог Дмитрий Журавлев:

«Связь отставки правительства и послания президента – прямая, потому что президент предлагает другой способ формирования правительства. Но я бы полностью сказал, что здесь прямая связь, если правительство ушло в отставку через полгода. А новый кабмин будет создаваться по старым законам, изменения в Конституции – это небыстрый процесс, большая процедура.

Под будущие задачи будет новое правительство, партийное. Фракции будут заниматься «тяни-толкай», на межфракционных отношениях будет выстраиваться состав кабинета.

Это будет не правительство чиновников, это будет правительство политиков. По крайней мере, по принципу формирования.

Может быть, президент сейчас, когда правительство еще в его руках, хочет подобрать его состав под новую форму организации, просто иначе слишком рано отставка.

Разговоры об отставке ходили давно, потому что социально-экономическая ситуация далека от идеала, но мы с вами прекрасно понимаем, что новое правительство не будет тем, кто проводит совершенно другую политику, потому что это вопрос социального строя. Дело не в личностях.

Просто, если экономика устроена так, как она устроена у нас, то у вас экономическая политика будет такая же. Другой экономики не будет, она не возникнет в связи со сменой кабинета (у нас уже был коммунистический кабинет, у нас ничего принципиально не изменилось). Сейчас то же самое. Новый кабинет – это не новая эра.

Притом есть естественное желание повесить все проблемы на прошлое правительство, тем более что Медведев сконцентрировал на себе недовольство общества.

Сейчас премьер-министр – это наследник президента. Если следующим премьером будет человек с периферии, то очень многие крупные чиновники сильно потеряют, а они терять не собираются. Отставка правительства – это нормальная политтехнология, это даже не обман.

Интересно посмотреть, какую кандидатуру президент внесет в парламент, и будут ли проведены официальные консультации с парламентскими фракциями, если они будут проведены, то здравствуй, парламентское правительство. Очевидно, что кабмин будет единороссовским. Консультации с другими партиями носят ритуальный характер, но сам этот ритуал будет очень важным.

Есть теоретический вариант, что правительство будет исполнять обязанности до конца конституционной реформы, но это будет сумасшествие – тогда новое правительство неизбежно будет сформировано по новому принципу».

Комментирует начальник управления по обеспечению деятельности Штаба по защите прав и законных интересов субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности города Москвы, эксперт Изборского клуба Анатолий Мальцан:

«Полагаю, отставка правительства страны благоприятно скажется на экономическом развитии. Решение, думаю, будет положительно воспринято как бизнесом, так и гражданским обществом. На мой взгляд, премьер-министром будет назначен человек с богатым опытом, тот, кто доказал свою эффективность на других значимых участках работы.

Это повлечет улучшение предпринимательской и инвестиционной активности в России. Хочется надеяться, что новое правительство будет активнее развивать реальный сектор экономики, отстаивать интересы бизнес-сообщества.

Пожелание такое, чтобы этот пост занял человек с богатым авторитетом, опытом управления как в федеральных структурах, так и, возможно, в субъектах страны».

Комментирует политолог Павел Салин:

«Отставка правительства и послание связаны между собой. В послании было два содержательных блока, две цели. Первый блок – направить в сторону убыли протестные настроения населения.

На это была направлена социально-экономическая часть послания: негатив на федеральном уровне у населения, связанный со стагнацией и падением доходов, концентрировался на правительстве, поэтому отставка правительства имеет кумулятивный эффект.

Вторая цель – запустить публичный этап транзита политической системы: это все, что касается внесения изменений в Конституцию. Ясно, что в рамках этого транзита Медведев займет другую должность, это явно будет не должность замсекретаря совбеза. Скорее, это будет должность технического президента сильно ослабленного, курс на то, что Путин уже обозначил в своем послании.

Прогнозов по поводу нового главы правительства нет, потому что это будет масштабная кадровая рокировка. Это будет не смена «одного человека на другого человека», в этом будут задействованы многие политические тяжеловесы, будут меняться полномочия меду институтами власти, поэтому здесь прогнозы строить абсолютно бесполезно».

Комментирует член Общественной палаты России, исполнительный директор Ассоциации некоммерческих организаций по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Георгий Федоров:

«Сегодняшняя отставка правительства – это запуск так называемого транзита власти.

правительства не просто падает, он уже настолько тянет вниз, что, наверное, нет ни одного человека или группы в стране, которые были бы довольны работой наших властей.

Путин, видимо, таким образом решил не просто выпустить пар, но и запустить перезагрузку всей политической системы. Получится это или нет – другой вопрос. Важно то, что процессы начались.

Неслучайно это было озвучено в день послания президента. Стало понятно, что пошел быстрый и неконтролируемый процесс. Многие говорят о том, что российское общество созрело до перемен, и они будут либо революционными сверху, либо революционными снизу. Видимо, пошли по пути контролируемых перемен, трансформации всей политической системы.

В сегодняшнем послании президента России было несколько новых инициатив – то, что касается всего общества и каждого конкретного человека в социальной сфере, и конституционная реформа, о которой долго говорили.

Я считаю, что существующая политическая система изжила себя, и либо нужно строить на ее базе новую систему, либо она сама рухнет. На мой взгляд, нужно менять социальный курс. Нужно ограничить аппетиты крупных капиталов и крупных корпораций. Пришло время перераспределения ресурсов, полномочий, политических и экономических реформ, но только не на словах, а на деле».

Комментирует президент Европейской ассоциации политконсультантов Игорь Минтусов:

«В истории России правительство страны отправляли в отставку несколько раз. Но, в отличие от ранних роспусков, сегодняшний был абсолютно неожиданным. Не для президента, конечно, который это заранее знал и готовил, а, скорее, для общества. Роспуск правительства страны мало связан с текущим политическим процессом и с тем, что будет происходить в следующем году.

Ясно, что решение это зрело и принималось главой государства не вчера. Но сейчас главный вопрос – кто будет следующим премьер-министром.

От этого будут зависеть многие социальные и политические процессы, которые сегодня, без знания фамилии преемника, предсказать довольно сложно.

Я бы сказал, то, что будет происходить в обществе в ближайшее время, на 80% может зависеть от личности нового премьера».

Комментирует вице-президент Фонда открытой новой демократии Анна Федорова:

«Произошедшее – это политическое событие большой важности, и в первую очередь, это ответ на тот запрос на изменения, который отчетливо сформировался в нашем обществе. Отражением этого запроса стали, в частности, итоги губернаторских выборов. Власть услышала общественные ожидания и решила отреагировать на них именно таким образом».

Комментирует политолог Григорий Казанков:

«Президент в своем послании поставил новые рамки и новые задачи, а смена правительства – это возможность иметь развязанные руки тем, кто придет эти задачи выполнять. Это в чем-то карт-бланш и для президента.

Впрочем, у меня нет уверенности, что в действительности следующее правительство будет состоять целиком из новых людей. В каком-то смысле это и сигнал: много в ближайшее время поменяется, и те, кто нормально справлялся с прежними задачами, не факт, что будут насколько же эффективны на новых направлениях».

government.ru

Источник: https://fedpress.ru/article/2408946

Правительство России ушло в отставку, назван новый премьер-министр. Что все это значит?

Почему сняли

Справка

Дмитрий Медведев был премьер-министром с 2012 года.

Также в составе правительства значилось 10 его заместителей и 22 федеральных министра, которые занимались реализацией внутренней и внешней политики, разработкой бюджета, обеспечением мер по обороне и государственной безопасности, а также обеспечивали соблюдение прав и свобод граждан, вели единую государственную политику в областях культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Согласно 116-й статье Конституции РФ, правительство регулярно складывает свои полномочия перед вновь избранным президентом страны. Но добровольная отставка последний раз произошла 12 сентября 2007 года, накануне президентских выборов.

Новое правительство пока не сформировано, поэтому старый состав по поручению Владимира Путина продолжает свою работу. Но президент уже выдвинул кандидатуру Михаила Мишустина на пост премьер-министра. Правда, назначить его можно только с согласия Госдумы — завтра там пройдет собрание по этому поводу.

Владимир Гельман

Профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге и Хельсинкского университета, политолог

Правительство в России не является органом, принимающим какие‑либо самостоятельные решения. Все значимые решения в России принимает президент.

Соответственно, он попросил правительство подать в отставку, и это связано не с тем, что Путин не удовлетворен результатами работы правительства (хотя, конечно, этот момент тоже значим).

Прежде всего, в России начинается масштабное изменение разных политических институтов, и в процессе этого изменения, видимо, было принято решение переместить главу правительства на другой пост, созданный специально для него. Но это назначение скорее напоминает почетную отставку.

В целом уход Медведева со своего поста — это сигнал о том, что вся политическая система будет переформатироваться. И, видимо, на этом посту Путину понадобился кто‑то другой.

Алексей Чеснаков

Политолог, директор Центра политической конъюнктуры

Президент таким образом решил перезагрузить часть политической системы. Он совместил два сильных шага — послание Федеральному собранию и отставку правительства — и тем самым усилил кумулятивный эффект. Политическая система взбодрилась, граждане почувствовали важный месседж по обновлению власти.

Григорий Голосов

Политолог, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге

Я думаю, это решение было принято в рамках какой‑то стратегии подготовки к выборам 2024 года. В деталях мы эту стратегию пока не знаем и не узнаем еще долго. Но одно из возможных объяснений состоит в том, что Владимир Путин все-таки сделал выбор в пользу Дмитрия Медведева в качестве будущего президента России, при котором сам Путин в той или иной степени смог бы сохранить власть.

Поэтому президент посчитал нужным вывести его из‑под непосредственной политической ответственности за деятельность правительства — прежде всего в сфере экономики — и переключить на должность, которая не навлечет на него обвинений в том, что наша экономика развивается плохо.

Для этого должность [заместителя главы Совета безопасности], на которую Медведеву предложено перейти, вполне подходит.

Дальнейшие решения Путина в первую очередь будут связаны с тем, какое место он займет сам. Это может быть место в Совете безопасности, что потребует небольшого изменения закона (сделать это совсем несложно).

Либо, как он сегодня предложил в послании Федеральному собранию, может быть определен конституционный статус Государственного совета, и он там займет какую‑то должность.

В таком случае Путин будет располагать значительными властными полномочиями, и при нем в качестве президента будет человек, в котором он один раз уже убедился и которому, вероятно, по-прежнему доверяет.

Журнал Врача
Добавить комментарий